БОУ "Заливинская СОШ"
село Заливино Тарского района Омской области
  • Функциональная грамотность

    Функциональная грамотность – это способность применять приобретённые знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферах. Её смысл – в метапредметности, в осознанном выходе за границы конкретного предмета, а точнее – синтезировании всех предметных знаний для решения конкретной задачи.

    Функциональная грамотность — это выработанная в процессе учебной и практической деятельности способность к компетентному и эффективному действию, умение находить оптимальные способы решения проблем, возникающих в ходе практической деятельности, и воплощать найденные решения.

    Документы федерального уровня

    Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации»

    -Государственная программа РФ от 26.12.2017 № 1642 «Развитие образования»

    -Приказ Министерства Просвещения РФ от 06.05.2019г. № 219 «Об утверждении методологии и критериев оценки качества общего образования в ОО»

    - Письмо Министерства просвещения РФ от 26.01.2021 № ТВ-94-04 «Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности»

    Документы регионального  уровня

    Региональный план мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций Омской области, на 2023/2024 учебный год

    Документы муниципального   уровня

     Приказ Комитета по образованию Администрации Тарского муниципального района Омской Области № 272 «Об организации работы в рамках муниципального плана мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся образовательных организаций Тарского района в 2023-2024 учебном году»

    Муниципальный план мероприятий по ФГ на 2024-2025 учебный год

    Приказ № 376 от 13.12.2024 г. Об организации работы в рамках муниципального плана мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся образовательных организаций Тарского района 2024-2025 учебного года

    Документы школьного уровня

    Приказ № 136 от 24.12.2024 г. Об организации работы в рамках плана мероприятий, направленных на формирование о оценку функциональной грамотности обучающихся БОУ "Заливинская СОШ" в 2024-2025 учебном году

    Школьный  план мероприятий по ФГ на 2024-2025 учебный год

    Указ Президента Российской Федерации № 204 от 07.05.2018 Правительству РФ поручено обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования).

    Формирование функциональной грамотности рассматривается как условие становления динамичной, творческой, ответственной, конкурентоспособной личности (Из Государственной программы РФ «Развитие образования» (2018-2025 годы) от 26 декабря 2017 г:

    Цель программы – качество образования, которое характеризуется: cохранением лидирующих позиций РФ в международном исследовании качества чтения и понимания текстов (PIRLS), а также в международном исследовании качества математического и естественнонаучного образования (TIMSS); повышением позиций РФ в международной программе по оценке образовательных достижений учащихся (PISA).

    В качестве основных составляющих функциональной грамотности выделены: математическая, читательская, естественнонаучная, финансовая  грамотности, глобальные компетенции и креативное мышление. Главной характеристикой каждой составляющей является способность действовать и взаимодействовать с окружающим миром, решая при этом разнообразные задачи.

    ​​Читательская грамотность

    ​Способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни

    ​Естественнонаучная грамотность​

    ​Способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественнонаучными идеями

    ​Математическая грамотность​

    ​Способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты

    ​Финансовая грамотность​

    ​Совокупность знаний, навыков и установок в сфере финансового поведения человека, ведущих к улучшению благосостояния и повышению качества жизни.

    ​Креативное мышление

    ​Способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствовании идей, направленных на получение инновационных и эффективных решений, и/или нового знания, и/или эффектного выражения воображения.

    ​Глобальные компетенции

    ​Сочетание знаний, умений, взглядов, отношений и ценностей, успешно применяемых при личном или виртуальном взаимодействии с людьми, которые принадлежат к другой культурной среде, и при участии отдельных лиц в решении глобальных проблем​

    Банк тренировочных заданий, диагностических работ по функциональной грамотности:

    Функциональная грамотность в современном образовании. Сборник заданий для подготовки к международному сравнительному исследованию PISA

     

    Полезные ресурсы

    Функциональная грамотность школьников

    Общие подходы к формированию функциональной грамотности. Виды функциональной грамотности. Банк заданий. Полезные ресурсы

    Функциональная грамотность школьников как актуальный результат образования

    В настоящее время разработаны Интернет-ресурсы, контент которых можно использовать для развития и оценки функциональной грамотности обучающихся:

    1. Электронный банк заданий:https://fg.resh.edu.ru/.

    Пошаговая инструкция, как получить доступ к электронному банку заданий, представлена в руководстве пользователя. Ознакомиться с руководством пользователя можно по ссылке https://resh.edu.ru/instruction.

    1. Общероссийская оценка по модели PISA. Вебинар для образовательных организаций (25.09.2020). Презентация платформы «Электронный банк тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности» https://fioco.ru/vebinar-shkoly-ocenka-pisa.
    2. Открытые задания https://fioco.ru/примеры-задач-pisa.
    3. Примеры открытых заданий PISA по читательской, математической, естественнонаучной, финансовой грамотности и заданий по совместному решению задач http://center-imc.ru/wp-content/uploads/2020/02/10120.pdf.
    4. Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся основной школы (5-9 классы). ФГБНУ Институт стратегии развития образования Российской академии образования http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/.
    5. Демонстрационные материалы для оценки функциональной грамотности учащихся 5 и 7 классов http://skiv.instrao.ru/support/demonstratsionnye-materialya/.
    6.  Вебинары для учителей-предметников по функциональной грамотности https://prosv.ru/webinars.

    Финансовая грамотность  –  совокупность базовых знаний в области финансов, банковского дела, страхования, а также бюджетирования личных финансов, которые позволяют правильно подбирать необходимый финансовый продукт или услугу, трезво оценивать, брать на себя риски, которые могут возникнуть в ходе их использования, грамотно накапливать сбережения и определять сомнительные (мошеннические) схемы вложения денег. Умелое управление денежными ресурсами лежит в основе финансовой грамотности.

    Документы по финансовой грамотности


    Онлайн уроки финансовой грамотности

    «Онлайн уроки финансовой грамотности». www.dni-fg.ru

    Проект «Онлайн-уроки по финансовой грамотности для школьников» помогает старшеклассникам из любой точки России получить равный доступ к финансовым знаниям, предоставляет возможность «живого» общения с профессионалами финансового рынка, способствует формированию принципов ответственного и грамотного подхода к принятию финансовых решений.
    Эксперты рассказывают школьникам о личном финансовом планировании, инвестировании, страховании, преимуществах использования банковских карт. Особое внимание уделяется правилам безопасности на финансовом рынке и защите прав потребителей финансовых услуг.

    УРОКИ ПО ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ. Сертификаты участия.  

    Финансовая грамотность для школьников

    Повышение финансовой грамотности в начальной школе

    С первого класса ребенок может совершать самостоятельные покупки. Вначале сумма, выданная родителями, должна быть точно равна цене товара – так ребенок научится тратить деньги только на необходимое. Впоследствии сумму можно увеличивать, приучая пересчитывать сдачу и не тратить ее, если нет насущных нужд.

    В это время хорошо приучить ребенка вести дневник “доходов-расходов”. В котором он должен будет после похода в магазин отражать сколько денег Вы ему дали, сколько он потратил, сколько осталось. Введите поощрение в случае, если ребенок правильно заполнил дневник. Так вы привьете ребенку важные и ценные качества для дальнейшего его финансового процветания:

    • научите ценить и управлять деньгами;
    • повысите уровень его ответственности и аккуратности;
    • потренируете навыки вычисления.

    Помните, что для школьников с первого класса важно предоставлять карманные деньги. Сумма может быть небольшая, но в этот период важно объяснить основы процесса накопления. Например: «Если в течение недели ты не будешь покупать сладости, то в выходные сможешь приобрести пластилин». Однако не забывайте, что карманные деньги должны даваться за что-то. Если Вы будете просто так давать деньги ребенку, то Вы сослужите для него плохую службу, так как понимания ценности денег не будет получено. У ребенка должно сформироваться понимание что получение финансов связанно с приложением труда.

    Дети в этом возрасте очень любят играть. Попробуйте поиграть в игры, позволяющие овладеть финансовыми навыками. Это могут быть такие игры, как:

    • размен монеток;
    • «Магазин» с настоящими деньгами, с подсчетом сдачи;
    • «Профессии» с выплатой «зарплаты»

    https://fincult.info/teaching/multiki-o-finansakh-5/

    https://fincult.info/teaching/sbornik-zadach-i-rebusov-dlya-detey-puteshestvie-v-mir-finansov/

    https://fincult.info/teaching/knizhka-raskraska-kak-soroka-kartu-poteryala/


    Подростковый возраст и финансы

    На подростков большое влияние оказывает мода и поведение друзей. Поэтому в этом возрасте финансовая грамотность для школьников начинает приносить свои плоды. Для школьников в старших классах важно научиться планировать карманные расходы. Можно договориться с ребенком, что после накопления определенной суммы родители (или другие родственники) добавляют средства для какой-то крупной покупки. Периодически можно спрашивать у ребенка «в долг» из копилки, но обязательно возвращать.

    В этот период важна профориентация. Разъяснить понятие склонностей и компетенций. Можно в игровой форме (ввести карточки «Характер» или «Умение» и «Профессия»; попросить детей подобрать к каждой профессии навык).

    Старшеклассников уже в полном объеме вводят в финансовую сторону жизни семьи:

    • посещение банков (возможно даже открытие вклада на ребенка);
    • оплата платежек ЖКХ;
    • планирование финансов (например, предложить самостоятельно  составить личный финансовый план расхода определенной суммы на развлечения или покупки);
    • выпуск банковской карты.

    Банковские карты для школьников

    Очень важно в период развития электронной коммерции научить ребенка пользоваться банковскими картами.

    Важно на этом этапе объяснить технику безопасности при снятие денег в банке или банкомате, ответственность за передачу личных данных и другие аспекты.

    В настоящее время существует ряд банковских продуктов, специально рассчитанных на молодежь.


    Онлайн игры для повышения финансовой грамотности школьников и подростков

    Сертификаты

    Участие во Всероссийской онлайн-олимпиаде Учи.ру по финансовой грамотности и предпринимательству для 1- 9 классов . Март 2024

    Сертификаты участия

    Информация о проведении Всероссийского тематического урока по финансовой безопасности "Недетские игры. Как не стать участником финансовых преступлений"

    Проведение мероприятий по противодействию мошенничеству, совершаемому с использованием информационно-телекоммуникационных технологий

    Из игр для старшеклассников подойдетклассическая «Монополия» и «Денежный поток». Онлайн кошелек и приложения для планирования финансов также могут помочь научиться грамотно распределять ресурсы и составлять стратегию накопления.

    Игры по финансовой грамотности познакомят самых маленьких участников с основами финансовой грамотности, а учащиеся старших классов закрепят свои знания, полученные на уроках финансовой грамотности.

    Огромное количество полезных материалов для самой широкой аудитории размещено на сайте «Финансовая культура»

    В России реализуется стратегия по повышению финансовой грамотности среди населения, особенно среди школьников. Одним из ключевых направлений этой стратегии стало внедрение финансовой грамотности в образовательные учреждения.

    Обязательное преподавание финансовой грамотности закреплено в федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС) начального и основного общего образования. Начиная с 1 сентября 2022 года, учебные заведения начали внедрять обучение финансовой грамотности на основе приказов Минпросвещения №286 и №287 от 31 мая 2021 года.

    Финансовая грамотность в начальной школе

    Финансовая грамотность в школе внедряется в процесс обучения на уроках:

    • Математики

    В рамках уроков математики, ученики используют основные математические знания для анализа повседневных ситуаций, оценки количественных и пространственных отношений, включая личные и семейные финансы.

    • Окружающего мира.

    На уроках окружающего мира формируются навыки здорового и безопасного образа жизни, включая правила безопасного поведения в общении и в сети Интернет с учетом небезопасности разглашения личной и финансовой информации.

    Внедрение финансовой грамотности в начальной школе согласно ФГОС направлено на формирование у детей основных знаний и навыков в области финансовой грамотности. Эта программа способствует развитию финансовой культуры и позволяет детям овладеть навыками эффективного управления своими финансами уже на ранних ступенях образования.

    ?

    Скачайте бесплатно учебные программы и материалы для учителя по финансовой грамотности для начальной школы

    Финансовая грамотность для школьников: основное общее образование

    В средней школе, в рамках предметов математики, информатики, обществознания и географии, осуществляется обучение финансовой грамотности с упором на следующие аспекты:

    Математика:

    • Решение задач различных типов, включая расчеты на проценты, доли, цены товаров, стоимость покупок и услуг, налоги.
    • Задачи, связанные с управлением личными и семейными финансами.

    Информатика:

    • Понимание и предотвращение вовлечения в деструктивные и криминальные формы сетевой активности, такие как кибербуллинг и фишинг.

    Обществознание:

    • Основы трудового права, налогового законодательства.
    • Экономические процессы (макро- и микроэкономика), включая формирование, накопление и инвестирование сбережений.
    • Вопросы личных финансов, предпринимательской деятельности и оценки рисков финансовых мошенничеств.

    География:

    • Применение географических знаний для решения практических задач в области экономической географии.
    • Определение качества жизни, финансового благополучия через анализ географических данных.

    ?

    Скачайте бесплатно учебные программы и материалы для учителя по финансовой грамотности для основного общего образования

    Финансовая грамотность для старшеклассников

    Финансовая грамотность для старших классов является обязательной с 1 сентября 2023 года и будет проводиться в рамках курса обществознания.

    На этих уроках старшеклассники 10–11 классов должны изучать следующие темы:

    • Основы финансового рынка
    • Функции и цели деятельности Банка России
    • Финансовые технологии и последствия инфляции
    • Личные финансы
    • Защита от финансовых мошенников
    • Вопросы бюджетного регулирования и налогов

    ?

    Скачайте бесплатно учебные программы и материалы для учителя по финансовой грамотности для среднего общего образования

    Финансовая грамотность ФГОС: оценка знаний учащихся

    Основные виды заданий для промежуточной оценки финансовой грамотности включают:

    1) Тестовые задания:

    • Задания с выбором одного или нескольких правильных ответов (с вариантами ответов от 2-х и более).
    • Задания открытой формы.
    • Задания на установление соответствия.
    • Задания на установление правильной последовательности.

    2) Комплексные задания в формате PISA:

    • Это задания, оценивающие ключевые компетенции школьников в контексте реальных

    3) Расчетные задачи:

    • Они требуют анализа объектов, явлений, моделей поведения в сфере личных (семейных) финансов.
    • Расчетные задачи могут потребовать количественного описания, преобразования данных.

    Эти разнообразные формы заданий используются для оценки уровня финансовой грамотности учащихся, помогая им развивать понимание финансовых аспектов, применять свои знания на практике и принимать осознанные финансовые решения.

    ?

    Скачайте бесплатно типовые КИМ по финансовой грамотности

    Полезные ссылки по финансовой грамотности

    Онлайн-уроки финансовой грамотности

    https://fmc.hse.ru/  «Федеральный методический центр по финансовой грамотности системы общего и среднего профессионального образования»
    http://хочумогузнаю.рф/    Материалы сайта содержат информацию о правах потребителей финансовых услуг, законодательную базу, интерактивные материалы для самостоятельного изучения правил пользования такими услугами.

    http://финграмотностьвшколе.рф/ Портал для педагогов общеобразовательных учреждений реализующих программы по финансовой грамотности

     Информационный портал Банки.ру — крупнейший банковский сайт России. Повышению финансовой грамотности населения полностью посвящен раздел «Банковский словарь», в котором разъясняются финансовые и экономические понятия и термины, даются практические рекомендации потребителям финансовых услуг.

    «Экспертная группа по финансовому просвещению при Федеральной службе по финансовым рынкам России».

    «Финграмота.com» – официальный сайт Союза заемщиков и вкладчиков России.

    «Финансовая грамота» — совместный проект по повышению финансовой грамотности Российской экономической школы (РЭШ) и Фонда Citi.

    Сайт «История денег»

    Cайт «Основы экономики»

    Cайт экономики для школьника

    Cайт спецпроекта Российской экономической школы по личным финансам 

    Методические материалы

    Обучающие материалы

    • Банком России подготовлены информационные видеоролики,направленные на развитие финансовой грамотности граждан. Видеоролики

    Обучение финансовой грамотности развивает у детей экономический образ мышления, воспитывает ответственное и нравственное поведение в области экономических отношений в семье, формирует опыт применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики.

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie