О школе
Газета "Школьный калейдоскоп" февраль 2024 г.
Полное наименование ОУ: Бюджетное общеобразовательное учреждение "Заливинская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза В. И. Васильева" Тарского муниципального района Омской области.
История школы
Конец 19-го начало 20 века. Трудное, голодное время. Россия переживает не лучшие свои времена. Но насколько велика тяга у людей к знаниям, к новому и неизведанному.
Первое упоминание о Заливинской школе имеется в справочной книге Омской епархии, изданной в 1914 году под редакцией М.И. Голошубина, и дословно выглядит так: «В 1900 году в д. Заливино, Тарского уезда была открыта Земская начальная школа, которая работала по программе церковно-приходской школы. О том, сколько учеников впервые сели тогда за парту в своей школе, в книге не сказано, но логично предположить, что их навряд ли было много: занятые землепашеством крестьяне, относились к делу обучения своих детей грамоте с опаской и недоверием. И всё же искорка слабого интереса заливинцев к учению не потухла, недаром ведь всего четыре года спустя, в 1904 г., школа перешла в введение Министерства народного просвещения.
До революции школа располагалась в маленьком деревянном неприспособленном к учебным занятиям здании, ныне это жилой дом, в котором проживает ветеран труда Аграфена Нестеровна Калинина.
Гордостью школьной материально – технической базы была одна-единственная ручная швейная машинка. Впрочем, даже её могла в ту пору иметь у себя далеко не каждая школа, так что для заливинцев это был большой успех.
Историческая справка из архива: « В 1904 году в Заливинской школе имеется одна швейная машинка, девочки старших и младших групп охотно учатся шить, вышивать, выбивать». А в наше время в школе пятнадцать ручных, одна электрическая и одна ножная швейные машинки, электрическая печь и духовка и многое другое. Мастерская для мальчиков тоже оборудована по современным требованиям: два сверлильных станка, пять токарных станков, один фрезерный станок и многие другие. Свои знания и умения передают ребятам опытные учителя и руководители кружков: Шакуро Н.М., Митрофанова Г.А., Лавренова Е.А, Лукиных А.И., Шихов А.Н.
…Год за годом в школе всё прибавлялись ученики, и вскоре место для всех в маленькой избе стало катастрофически не хватать. Было принято решение о переносе школы в дом Ситниковых. Школа заняла весь первый этаж, а хозяева потеснились и переселились на второй этаж. В школу дети ходили нерегулярно, слишком много было забот, нечего было одеть, мальчики работали в поле, пасли скот, девочки нанимались няньками, поэтому, часто отучившись от полутора до двух-трёх лет, дети школу больше не посещали.
Широко известные события 1917 года круто изменили весь жизненный уклад России. Волна потрясений докатилась и до сибирской глубинки – борьба с ликвидацией безграмотности развернулась здесь в полную силу. Пребывание школы в доме Ситниковых на правах квартирантов с каждым годом становилось невозможным, и, в 1931 году
Братья Плахины построили для земляков новую школу. Заведовал школой в ту пору Василий Иванович Заливин, передавший, после перевода на должность директора Екатерининского детского дома, бразды правления молодой выпускнице Тарского педагогического училища Лидии Ивановне Гурьевой (в девичестве Палаутиной).
Лидия Ивановна давно уже ветеран педагогического труда, находится на заслуженном отдыхе. По-прежнему живёт в Заливино и прекрасно помнит своих коллег – Михаила Даниловича Репина, Гудинову Варвару Тихоновну, Ивана Николаевича Ольшанского, Анну Ивановну Алдонину, Агрипину Алексеевну Фесенко, Людмилу Антоновну Дудкину, Нину Николаевну Колокольцеву, Елизавету Тихоновну Халтурину и Нину Ануфриевну Харькову. Именно с ними за долгие годы совместной работы, пришлось, как говориться, съесть не один пуд соли. Но даже и в те трудные времена эти люди старались наполнить жизнь детишек интересными добрыми и полезными делами. Учащиеся довоенного периода Скуратова Анна Александровна, Канибалоцкая Галина Алексеевна, Кушнарёв Георгий Андреевич и многие другие вспоминают о тех временах с улыбкой и грустью. Из воспоминаний: «В войну особенно тяжело приходилось, теплых вещей не хватало, обуви не было, в школу ходили по очереди, если была большая семья. Не знаем почему, но школа была холодная, хоть мы её и утепляли своими силами - потолок засыпали землёй, да и печи старались получше натопить (после уроков учителя сами готовили дрова для отопления печей)». А осенью ребята на колхозных полях собирали колоски. Картошку тоже выращивали сами - на обед каждому ученику полагалось по 2 картошины среднего размера либо по одной большой картофелине. Силами учителей был организован всеобуч. Посещали с лекциями гараж, ферму, ток и т.д., несли людям педагогические знания, которых явно не хватало. О том, что являлось первостепенной задачей педагогических работников можно судить по выписке из протоколов совместных заседаний руководителей коллективных хозяйств и учительства от 29 ноября 1938 года.
Конец 40х, начало 50х годов. Налаживается культурная жизнь в деревне, молодёжь собирается в клубе или у кого- либо дома. О личных библиотеках речи не было, а вот в семье Калининых была своя библиотека, содержащая несколько десятков книг, но и это было богатством как сейчас вспоминает А.В. Калинин.
Обучение велось в две смены. На базе этой начальной школы в 50–ых годах была открыта 7-летняя школа, которая просуществовала совсем не долго. К старой учительской гвардии добавились Гудинова, Кутузова Любовь Ивановна, Анна Ивановна Афонина.
Именно в это время братья Калинины после окончания школы едут в Ачинск в лётное училище, учатся на летчиков, возможно, это стало толчком, у многих ребят того времени, к приобретению знаний, образования.
Росла деревня, возникла необходимость в детском саде, и, на колхозном собрании, было решено отдать здание начальной школы под детский сад, а начальную школу построить новую. И кто бы знал, что обрушится на это здание бедствие, ужасающее степью своего трагизма…От перекала печи в детском саду вспыхнул пожар, и он сгорел дотла.
Погоревав о случившемся, сельчане всем миром взялись за строительство новой школы. Дело пошло спорно, и 1 сентября 1966года она уже смогла принять первых учеников. Учитывая горький опыт, школу, как только появилась возможность, присоединили к центральному отоплению.
60-70 -ые годы в жизни страны это время романтиков, мечтателей. Но мечтателей, не оторванных от земли, а созидателей. И вот в далёкие 60 - ые годы сюда, в д. Заливино, тогда колхоз им. Фрунзе приезжает с семьёй молодой, напористый В. Ф. Носков. Приезжает не за славой и не за деньгами, а для того, чтобы свои богатые знания обратить в реальные дела. Хозяйство теперь уже с 1967 года не колхоз, а ОПХ им. Фрунзе крепло, люди уже жили с прицелом в будущее. А будущее – это дети. И нужно было позаботиться о том чтобы, прежде всего им было комфортно на этой земле. Нужна была школа, новая, богатая, оснащенная, укрепленная хорошими кадрами ведь до 1973 года все дети с 4 класса обучались в Кореневской 8-летней школе.
И вот, в начале 70-х г., началось строительство новой средней школы. Два года «не вылазил» с вышеназванного строительства прораб Геннадий Алексеевич Волков, много труда вложил он вместе со своими коллегами в то, чтобы получилась новая школа и удобной и уютной, чтобы и дети, и их наставники чувствовали себя в ней, как дома. И вот настал радостный и волнующий первосентябрьский день 1973 года, когда двухэтажная белоснежная красавица школа, поблёскивая на солнце всеми своими окнами, подготовилась к новоселью.
Итак, 1 сентября 1973 года. Событие в ОПХ грандиозное. Пустырь около новой школы заполнен людьми, машинами, автобусами… Линейка подходит к концу, отзвучали речи, строители дарят символический ключ школы, ученик 1 класса Слава Носков и ученица 8 класса Катя Загородная разрезают ленточку.Жизнь закипела: сначала уроки, а после уроков в руках молотки, ножницы, клей - школа оформляется внутри, у других лопаты, грабли - обживается территория вокруг школы.
Тон во всей работе задавали, конечно, учителя, пришедшие из Кореневской 8-летней, работающие в начальных классах Заливинской и Фрунзенской школы: Нина Викентьева Короткова, Галина Сергеевна Зыкова, Любовь Григорьевна Горбунова, Любовь Никифоровна Никитина, Валентина Дмитриевна Калашникова, Михаил Степанович Мясников, Клара Кандратьевна Уляшева, Софья Ивановна Сунценберг, Нина Ануфриевна Харькова, Елизавета Тихоновна Халтурина. Эти учителя передали свой багатейший опыт молодым: Нине Фёдоровне Тиссен, Нине Ибрагимовне Куяновой, Светлане Пантелеймоновне Строкиной, Коршуновым Валентине Андреевне и Анатолию Никандровичу и другим.
На протяжении всего своего существования Заливинская школы всегда была богата талантливыми учителями, которые идеалом и целью своей жизни поставили служение детям. Это: Каримов В.М., Заливины В.И. и Ю.В., Павловы В.Е. и Г.М., Зубковы П.М. и Е.М., Смолина Г.Н., Васильева Н.Г., Лавренова Л.В., Зуева Л. В., Стюф М.А., Давыдова Л.С., Бурков Г.О., Корогодина А.В., Ахтулов А.П., Моторина Л.И., Шакуро Н.М., Волкова М.С., Кушнарева Н.Н. и др.
В школе есть замечательная библиотека, хозяйками которой в разные годы были Н А. Жучкова, Г.М. Павлова, Т.А. Куянова. Библиотечные уроки, увлекательные путешествия в мир книг, выставки и конкурсы –вот далеко неполныё список мероприятий, которые проходят в школьной библиотеке и вызывают огромный интерес у ребят. Благодаря совместной работе школы, семьи и социума, школа стоит в авангарде районных образовательных учреждений, щедро делится своим опытом, внедряет новые технологии, постоянно находится в поиске.
В заключении хочется сказать, что наша школа это не просто здание, не кабинеты, не образцовая наглядная агитация. Заливинская школа – это возвышенный дух, мечта, идея, которые увлекают сразу троих – учителя, ребёнка, родителя – и тут же реализуется. Мы думаем, что читатели с нами согласятся, что если их нет, значит, то не школа, а обыкновенная бухгалтерия, где приходят и уходят по звонку, зарабатывают – кто деньги, кто оценки и считают дни до отпуска и минуты до очередного звонка. И еще немаловажно то, что знания истории своего народа, села, Родины невозможно развитие общества. Летопись школы, краеведческие работы – это маленькие частички большого дела, которое позволяет будущим поколениям знать историю, чтить память, сохранять всё то доброе, что накапливалось с годами.
Образование и формы обучения
Начальное общее образование
4 года
1 - 4 классы
Программа «Школы России»
Основное общее образование
5 лет
5 - 9 классы
Основная образовательная программа основного общего образования в соответствии с ФГОС
Среднее общее образование
2 года
10 - 11 классы
Основная образовательная программа среднего общего образования в соответствии с ФГОС.
Программа развития
-